ПРИМЕНЕНИЕ
- Вне зависимости от того, являетесь вы Христианином или нет, уделите время тому, чтобы оценить то, во что вы верите.
- Задумайтесь о том, что вы почерпнули в окружающей вас культуре и просто приняли как нечто незыблемое. Проверьте, можете ли вы жить с теми выводами, к которым неминуемо подталкивают вас ваши убеждения. Научитесь сомневаться в ваших сомнениях, то есть спрашивать себя о том, насколько разумна альтернатива.
Во второй половине XIX английский поэт и культуролог Мэтью Арнольд написал стихотворение «Берег Дувра», в котором в аллегорической форме отразил тенденции, что мы принимаем сегодня на веру. А именно то, что «море веры» отступает под неудержимым напором науки и материализма.
Да, Веры Море
Когда-то было полно, сплетено
Чудесным поясом у берега земли.
Но слышно мне сейчас,
Как отступает и ревёт оно
В тягучем споре
С полночным ветром, как за часом час
Лишь галька мира шелестит вдали.
Однако любой, кто когда-то был у моря, мог наблюдать, что у него есть не только отливы, но и приливы. Гилберт Кийт Честертон в своё время сказал, что «Христианство умирало много раз, но всякий раз воскресало, потому что его Богом был тот, Кто знал выход из могилы». Джастин Брайрли взял этот образ Мэтью Арнольда за основу своей недавно вышедшей книги «Удивительное возрождение веры в Бога». В частности, в первой главе этой книги он пишет о том, как отлив сменился приливом и море веры шаг за шагом берёт реванш за некогда утраченные позиции:
Многие далёкие от веры мыслители в последнее время задаются на публике вопросами о ценности религии и о том, к чему идёт Запад в отсутствии историй, которыми делилось с нами Христианство… С ростом их влияния я всё больше и больше задаюсь вопросом, не видим ли мы коренные перемены посреди нашего секулярного века? Не наблюдаем ли мы за целым морем открытости к вере? … Людям нужны истории, которые помогают им жить. И те истории, что мы рассказывали себе в последние несколько десятилетий звучат всё более и более поверхностно и надуманно.
(Джастин Брайрли «Удивительное возрождение веры в Бога»)