СЕГОДНЯ НА БОГОСЛУЖЕНИИ В 15:00

КАК ОЩУТИТЬ СВОБОДУ?

Роман «Преступление и наказание» является, наверное, одним из самых известных и узнаваемых произведений Фёдора Михайловича Достоевского. В письме редактору «Русского вестника» Достоевский описывает суть своего будущего романа: «Молодой человек, исключённый из студентов университета… решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты…» Задолго до того, как Фридрих Ницше сформулировал свою идею сверхчеловека, чья свобода практически является абсолютом, потому что он не скован нормами морали и нравственности, мысль эту раз за разом выводит Достоевский в своих романах. 

Он демонстрирует, что человек не может быть до конца свободным, если не освободится от этих этических устоев общества. Но если в «Записках из подполья» эти нарушения морали являются неким капризом или «глупым хотеньем», как его называет Достоевский, то в «Преступлении и наказании», а также в «Братьях Карамазовых», это нарушение общественной морали обретает яркий образ убийства. При этом даже здесь Достоевский всё же сохраняет некие нормы, потому что убийство это так или иначе оправдывается его героями. Раскольников оправдывает убийство «старухи-процентщицы». В «Братьях Карамазовых» тоже поднимается вопрос «Зачем живёт такой человек?».

Но Родион Раскольников не просто убивает. Он выводит целую философию того, кому позволено убийство, а кому нет. Это те самые слова, что известны всем школьникам, кому когда-либо довелось писать сочинения об этом романе. Это размышления Раскольникова в статье в газете «Периодическая речь», появляющейся за несколько недель до убийства. Повторяет он потом эти размышления затем и в разговоре с Соней Мармеладовой, которая в конце романа и приведёт к перерождению Раскольникова.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…

(Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»)

Кажется, что именно в момент убийства, когда Раскольников сперва убивает «старуху-процентщицу», а затем и внезапно вернувшуюся домой её сестру Елизавету, он должен наконец-то испытать свободу. Но ощущает он её ранее, в то мгновение, когда кажется, что он расстаётся с идеей преступления. 

Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!

(Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»)

Однако, чувства наши ненадёжны. И уже вскоре Достоевский описывает, что именно в этот момент, ощутив свободу, Раскольников случайно узнаёт, когда Елизаветы не будет дома, и решается на убийство. Свобода рассеивается, как утренний туман. Что же дарит нам истинную свободу?

Мы живём в век, когда свобода, кажется, осталась чуть ли единственной нашей добродетелью. Мы отчаянно ищем её, не замечая, как столь часто становимся заложниками наших собственных свобод. В этом смысле мы раз за разом повторяем путь Раскольникова, хоть и без убийств. Свобода не может быть нашим абсолютом. Доктор Атул Гванде в своей книге «Быть смертным» пишет:

Лучше быть более свободным, чем менее. Но ради чего? Качество нашей жизни не измеряется тем, насколько мы свободны. Также, как и безопасность пуста, и даже самоубийственна, когда становится самоцелью, точно также тщетна и полная независимость.

(Атул Гванде «Быть смертным»)

Тем временем в Евангелии от Иоанна мы находим с вами любопытный разговор Иисуса с некоторыми из Его ранних последователей. Именно в этой беседе Иисус произносил слова, которые затем обретут огромную популярность, когда Он говорит: «Вы познаете истину и истина сделает вас свободными». Но сама беседа намного более содержательна, чем просто эти слова. В этом коротком учении мы раскрываем для себя не только истинную природу свободы, но и обретаем ориентиры, которые приводят нас к столь желанной независимости.

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Еще на эту тему
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone