Когда Иисус пришел в окрестности Кесарии Филипповой, Он спросил Своих учеников: «За кого люди принимают Сына Человеческого?» Ученики ответили: «Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие – что Илия, а третьи – что Иеремия или один из других пророков». «А вы кем считаете Меня?» – спросил их Иисус. Симон Петр ответил: «Ты – Христос, Сын живого Бога». Тогда Иисус сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что это было открыто тебе не людьми, а Моим Небесным Отцом. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее. Я дам тебе ключи от Небесного Царства, и что ты запретишь на земле, то будет запрещено на небесах, и все, что ты разрешишь на земле, будет разрешено и на небесах»... Говорю вам истину: что вы запретите на земле, то будет запрещено и на небесах, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено и на небесах. Еще раз говорю вам, что если двое из вас здесь, на земле, согласятся вместе просить о чем-либо, то Мой Небесный Отец непременно сделает для вас все, о чем вы просите. Потому что там, где двое или трое собраны вместе во имя Мое, там и Я нахожусь вместе с ними.
(Евангелие от Матфея 16:13-19 и 18:18-20)
Он – глава тела, то есть Церкви, Он начало всего, первый среди воскресших из мертвых, чтобы во всем иметь первенство.
(Послание Колоссянам 1:18)
Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, Владыку всего, главой Церкви, которая является Его телом, полнотой Того, Кто наполняет все во всем.
(Послание Ефесянам 1:22-23)
ЭТОТ СТИХ СТОИТ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ
…Церковь живого Бога, опора и утверждение истины.
(1 Послание Тимофею 3:15)
Когда мы говорим о Церкви, мы одновременно имеем ввиду что-то видимое и осязаемое, как поместная община Христиан, и что-то незримое, что объединяет всех верующих всех времён и народов. Вот эта вторая Церковь называется Вселенской. Это собрание верующих всех времён и народов, живших или живущих. Вселенская церковь не зрима. Она видна только Богу. При этом она не заменяет собой Израиль. У Бога есть ещё замыслы для Его избранного народа. Также Вселенская Церковь является общиной Царства Божьего, но она не тождественна этому Царству. Царство принадлежит людям, составляющим Церковь, но они не являются Царством как таковым.
При этом поместная церковь – это та община, которую видим мы. Поместная церковь – это собрание определённых верующих, проживающих в конкретное время и в определённом месте. Любопытно, что в отличии от Вселенской Церкви, в поместной церкви могут быть и неверующие люди, поскольку мы не знаем до конца сердца людей. Очень просто оказаться в этой зримой общине, но чрезвычайно важно, чтобы мы были частью именно Вселенской Церкви, той незримой Церкви, которую видит только Бог. Ведь в ней только те, кто доверил свою жизнь Христу.
Но, с другой стороны поместная община является как бы верхушкой айсберга, отражающего незримую Вселенскую Церковь. Вот почему невозможно просто быть частью Вселенской Церкви и не принадлежать никакой церкви поместно. Мы становимся членами Вселенской Церкви в момент покаяния. Однако для духовного роста нам жизненно необходимо быть ещё и членами поместной общины. В противном случае мы просто не сможем расти и преображаться, потому что в нашей жизни просто не будет этого самого контекста перемен.
Инстинктивно, даже те, кто недавно пришёл ко Христу понимает, что существует как поместная так и Вселенская Церковь. Может быть мы не все можем выразить это в таких терминах, но где-то в глубине души мы понимаем, что есть церковь со строчной буквы, а есть с заглавной. Но на практике бывает так, что мы делаем слишком большой упор на одно или другое понятие, что вредит нашему духовному росту. Обращая внимание лишь на поместную церковь, мы рискуем лишить себя богатого духовного наследия наших предшественников в вере, превращаясь в Христиан беспризорников. Но и уделяя внимание лишь Вселенской церкви, мы рискуем стать сиротами без поместной общины. К какой церкви принадлежите вы и как вы нашли эту общину?
МОЯ МОЛИТВА
Боже не дай мне забывать о том, что на протяжении тысячелетий до меня были другие верующие, с кем однажды я увижусь в раю. Дай мне дорожить этим потрясающим наследием веры. Духом Твоим открывай для меня его глубин. Но не дай мне забывать и того, сколь драгоценна наша поместная церковь и какое это благословение для меня быть в этом животворящем общении с другими братьями и сёстрами.