Все видят, что вы письмо Христа, написанное в результате нашего служения не чернилами, а Духом живого Бога, и не на каменных плитках, а в человеческих сердцах. Такую уверенность мы имеем через Христа перед Богом. И не потому, что у нас самих есть нечто особенное, некая заслуга; наши способности исключительно от Бога. Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет – это не писаный Закон, нет, но он от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь... Господь – это Дух, и всюду, где обитает Дух Господа, – там свобода! И мы все с открытыми лицами видим, как в зеркале, сияние славы Господа и изменяемся, становясь все больше похожими на Него. Его слава в нас все возрастает, ведь она исходит от Самого Господа, а Он есть Дух!
(2 Послание Коринфянам 3:3-6 и 17-18)
Есть два фактора, которые нам стоит учитывать при альтернативном подходе к идее, что каждый верующий призван расти и развиваться на протяжении всей своей жизни. Прежде всего стоит рассмотреть, что происходит, когда мы отказываемся от позиции, что спасение – это одновременно процесс и событие. Если мы принимаем, что это только процесс, то мы рискуем на протяжении всей нашей жизни бороться с сомнениями, а спасены ли мы на самом деле или нет. Окажемся ли мы в раю вместе с Господом или нас ждёт ад. Представьте себе на мгновение семью, в которой есть приёмный ребёнок. Он знает, что его усыновили, и всё время ждёт, что за любой проступок вновь обретённые родители отправят его назад в детский дом. Возникают вполне резонные основания сомневаться в том, насколько такие родители вообще способны любить. Считая спасение лишь процессом, мы превращаем Бога в Отца, который практически ничего не знает о любви.
С другой стороны, если мы ограничиваем спасение лишь тем, что это событие, а не процесс, мы рискуем погрузиться во вседозволенность. Ведь наше поведение после того, как мы доверились Христу, по сути, ничем не отличается от нашего образа жизни до того, как мы обратились к Богу. Раз за разом в своих письмах апостол Павел демонстрирует, сколь далёк такой взгляд от христианского. Продолжая пример с усыновлённым ребёнком, такое поведение Христианина было бы сродни тому, что ребёнок, принятый в семью, наотрез отказывается принимать правила и образ жизни семьи, к которой он теперь принадлежит. Дети покидают детский дом не для того, чтобы родительский дом превратить вновь в тот самый сиротский приют, который они только что оставили. Обретя прощение грехов, жизнь вечную и шанс начать всё с чистого листа, мы настолько сильно измены любовью Бога, что жаждем преображаться. Бог не просто ожидает от нас изменения поведения, Он дарит нам новую мотивацию и новые силы для этого преображения. Вот и выходит, что, воспринимая спасение лишь как событие и считая его только событием, мы не понимаем и не принимаем любви Бога.
Не говоря уже о том, что мы приходим к Богу не только из-за желания обрести рай и жизнь вечную, но и потому, что нас не удовлетворяет текущее положение вещей в нашей жизни. Мы хотим меняться! Мы жаждем преображаться! Вот только духовный рост даётся непросто. Он требует от нас огромных усилий, прежде чем превратиться в определённый образ жизни. Но в жизни на самом деле всё даётся тяжело. Например, занятия спортом даются с большим трудом, но и жить с одышкой тоже непросто. Быть верным своей семье сложно, но и прятать свои измены тоже нелегко. Подходить ответственно к расходованию денег, к бюджетированию очень сложно, но и быть банкротом не так приятно, как может показаться. Ответственно подходить к решению проблем в жизни будет тяжко, но и бегать от решения этих самых проблем, скрываясь за поверхностными постами о якобы успешной жизни, тоже не так легко, как может показаться. Всё в жизни даётся с трудом, нам нужно просто выбрать, будем ли мы с трудом расти или наоборот деградировать.
Ведь на этом пути велико искушение бросить всё, оправдав своё решение тем, что Богу важна искренность нашего сердца. Ему намного больше важно то, «кто я», а не то, «что именно я делаю». Ведь Он знает, что в душе я Его люблю. Искренность безусловно важна. Однако она ничего не значит, если она не подкреплена нашими поступками. Ведь так часто проблема как раз в том, что мы становимся тем, что мы регулярно делаем. Наши привычки формируют не только нашу репутацию, но саму нашу душу. Скажем, если я обманываю раз за разом людей, то в какой-то момент я становлюсь человеком, которому нельзя доверять. Если я бегу от своих долгов и обязательств, то я не просто избегаю трудностей в жизни, но не даю своему сердцу сформироваться так, как оно могло бы сформироваться.
Бог конечно же знает, насколько сильно мы Его любим, но и Он любит нас безмерно и просто не готов мириться с тем, кем мы являемся. Он знает, что мы способны на большее, и Он ждёт этого большего от нас. Мы же либо растём, либо деградируем. Третьего не дано. То, кто я, неразрывно связано с тем, что я делаю. И то, что я делаю, формирует то, кем я являюсь.
И вот здесь есть один очень важный момент, в котором нам нужно быть предельно честными с самими собой. Чаще всего мы отходим от чтения Писания, от общения в церкви или молитвы не потому, что мы вдруг прозрели, что Богу на самом деле важно наше сердце, а потому что в нашей жизни появились отношения, которые для нас важнее, чем наша связь с Богом. Это могут быть отношения с парнем или девушкой, которые нам очень нравятся, но кто совсем не разделяет наши ценности. Или это может быть повышение по службе, сулящее нам другой круг общения и совсем другую сферу интересов в жизни. А может быть что-то ещё. Мы просто делаем осознанный выбор в пользу этих новых вещей в нашей жизни, оставляя духовную сферу где-то позади. В итоге мы рискуем превратиться в пустую оболочку человека, потеряв всё своё содержание. Альтернативой росту становится бесконечное оправдание себя, своих слабостей и грехов, которую мы будем тщательно прятать за фасадом из верных слов и правильных образов. И вот здесь как раз и кроется та альтернатива, что ждёт нас, – мы можем либо быть, либо казаться.