…вы спасены по благодати через веру, и это не ваша заслуга – это дар Божий. Не за дела, чтобы никто не хвалился тем, что он якобы заслужил спасение. Мы теперь новое творение Божье, созданы в Иисусе Христе для совершения добрых дел, которые Бог предназначил нам совершать.
(Послание Ефесянам 2:8-10)
Петра вводят в заблуждение верующие из числа тех, кто раньше был фарисеем. У них лучше богословское образование, чем у Петра. Они также верят в Христа. Но искажают именно порядок обретения спасения, а в нём вся суть христианской вести. Эта группа людей считала, что сперва ты должен поверить, затем проявить послушание Ветхозаветным установлениям (в частности, принять обрезание, начать соблюдать диетические ограничения и так далее) и лишь затем уже ты обретаешь спасение. Это привычный для нас религиозный порядок, поскольку наш опыт общения с людьми доказал нам, что просто так верить нельзя даже в самые благие намерения людей. Всё стоит проверять делом. Евангелие же говорит нам о том, что мы обретаем спасение «по благодати через веру». Оно не зависит от наших дел, но даётся нам просто так. И вот теперь, когда мы обрели спасение, мы проявляем послушание, являя те самые «добрые дела», ради которых мы и были сотворены. В этом смысле мы всегда как бы балансируем между двух крайностей – излишняя приверженность «закону», с одной стороны, и чрезмерная вседозволенность, с другой. С одной стороны, мы склонны нагружать себя и окружающих избыточными правилами, чтобы они доказали искренность своего покаяния. А с другой стороны, мы склонны закрывать глаза на явные грехи в жизни людей. К какой крайности склонны вы? В чём это проявляется в отношении с другими верующими? Что помогает вам держаться золотой середины в вашей жизни? Что способствует тому, чтобы вы помогали всей церкви не терять сбалансированный подход?
Вот как Жан Кальвин описывает постоянную работу благодати в нашей жизни, обращая внимание на её действия не только в момент покаяния, но на то, как она преображает нас на протяжении всего нашего земного пути.
«В действительности Бог через прощение грехов не просто однажды принимает нас в свою Церковь, но удерживает и сохраняет нас в ней. Ибо для чего Господь давал бы нам прощение, не приносящее никакой пользы? Милосердие Божье оказалось бы тщетным и обескураживающим, если бы оно даровалось нам лишь один раз. Любой верующий может засвидетельствовать это, потому что нет никого, кто на протяжении всей жизни не чувствовал бы себя виновным во множестве слабостей, требующих милосердия Бога. И в самом деле, Бог не без причины особо обещает своим близким быть всегда милостивым к ним, ежедневно посылая им весть примирения. Ибо в силу того, что мы, пока живы, несём бремя последствий греха, то, конечно, не смогли бы и одной минуты удержаться в лоне Церкви, если бы благодать Божья не приходила нам постоянно на помощь и не снимала с нас прегрешений. Господь же призвал своих верных к вечному спасению. Значит, они должны полагать, что Он всегда по милости своей готов простить их грехи. Поэтому надлежит считать твёрдо установленным, что милосердием Божьим, посредством заслуг Иисуса Христа и через освящение Святым Духом совершилось прощение наших грехов и совершается каждый день, пока мы соединены с телом Церкви».
(Жан Кальвин «Наставление в Христианской вере»)