КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ОДИНОЧЕСТВО В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ?
Мы живём в городах великого отторжения. В больших мегаполисах нам всем свойственно замыкаться в своих маленьких обособленных кружках по интересам, в которых мы, скорее, выживаем, чем на самом деле живём. Мы редко знаем, как зовут наших соседей, нам неизвестны имена родителей наших коллег по работе, и с ходу мы не вспомним, когда последний раз общались с нашими однокурсниками из института. Наш город размывает связи, утилизируя и обезличивая дружбу. При всём этом довольно часто мы этого просто не замечаем, потому что мы привыкли довольствоваться необходимым минимумом значимых связей, чтобы выживать. Мы особенно остро подмечаем это лишь тогда, когда нам доводится переехать в другой город. Вот тогда мы вдруг замечаем, сколь сильно нам нужны другие люди.
Вот почему так страшно, когда поместная церковь становится замкнутым сообществом по интересам, не готовым быть гостеприимным по отношению к новым людям. По своей природе мы призваны быть «светом этому миру». Да, жизнь в Москве навязывает жёсткий ритм. Из-за напряжённой работы практически не остаётся времени для друзей и семьи. Действительно, здесь наша жизнь обособлена и одинока. Вот почему так важно, чтобы мы как церковь стали настоящим уютным домом, где душа может почувствовать мир и покой. Именно таким домом станет для нас рай, но до тех пор, пока мы живы, мы призваны отражать этот дом здесь на земле в том, как мы выстраиваем отношения в поместной общине. Клайв Льюис пишет об этом в своей книге «Любовь» в главе, посвящённой дружбе:
Двое друзей счастливы, что нашли третьего, трое — что нашли четвертого, если он действительно друг. Они рады ему, как рады пришельцу блаженные души у Данте. …в идеале дружба может соединять сколько угодно друзей. Этим она «близка по сходству» к раю, где каждый видит Бога по-своему и сообщает о том всем другим. Серафимы у Исайи взывают друг к другу: «Свят, свят, свят!..» (Ис. 6:3). Дружба — умножение хлебов; чем больше съешь, тем больше останется.
(Клайв Стейплз Льюис «Любовь»)
Более того, Священное Писание учит нас, что в раю будут представители всех социальных и этнических групп на земле. Это говорит не только о разнообразии небес или справедливости спасения, в котором Господь не отдаёт предпочтения какой-то одной группе людей. Это значит, что вечность мы проведём в общении с людьми, которые, скорей всего, совсем не похожи на нас с точки зрения их жизненного опыта, но являются нашими близнецами с точки зрения нашего духовного опыта незаслуженного обретения прощения грехов по благодати.
Однако начинается подобного рода общение не после нашей смерти. Мы как верующие призваны к столь близкой дружбе, преодолевающей социальные или расовые предрассудки, уже здесь, на земле. Церковь должна быть местом, характеризующимся такой близостью совершенно разных людей. Именно поэтому в Московской Библейской церкви мы так стремимся объединять людей в общении с Богом и друг другом, чтобы каждый ощущал эту близость в своей жизни.
Братья, благодаря крови Иисуса мы теперь можем смело войти в Святое Святых, войти по новому и живому пути, который открыт для нас через завесу, то есть через Его тело. У нас есть великий Священник, Который стоит во главе всего дома Божьего. Так давайте приблизимся к Богу с искренними сердцами, в полноте веры, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тела чистой водой. Будем непоколебимо держаться исповедания веры, которая дает надежду, потому что Тот, Кто обещал нам, – верен. Будем с вниманием относиться друг ко другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам. Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.
(Послание Евреям 10:19-25)