КАК CПРАВИТЬСЯ С БРЕННОСТЬЮ БЫТИЯ?
Смерть всегда была нашим злейшим врагом. В одном из древнейших памятников письменности, «Сказаниях о Гильгамеше», мы видим, как главный персонаж ищет бессмертия и по пути ему встречается женщина, которая говорит:
Гильгамеш, куда бредешь ты? Ты не найдешь вечной жизни, которой ты ищешь, когда боги сотворили людей, они дали людям смерть, и не выпустили вечной жизни из своих рук.
(Сказания о Гильгамеше)
Именно поэтому, продолжая, она говорит Гильгамешу, что ему стоит просто наслаждаться жизнью. Но как это сделать, если ты знаешь, что за поворотом тебя ждет небытие? Эжен Ионеско исследует этот вопрос в своей пьесе «Король умирает». На протяжении всего спектакля король борется с неизбежностью своей гибели. В какой-то момент в отчаянии он призывает тени ушедших до него и спрашивает, как они смогли смириться со смертью, ведь умирать так неестественно для нас.
Боже мой! Даже самый маленький муравей отбивается, когда угрожают его жизни. Он покинут, он внезапно вырван из бытия. В нем ускользает Вселенная! Братья мои бесчисленные! Образумьте ничтожного короля ледяным снисхождением! Не умножайте моей агонии....
(Эжен Ионеско «Король умирает»)
Блез Паскаль писал о смерти: «Последний акт кровав, как бы ни была весела вся остальная пьеса. Потом бросают горсть земли на голову – и дело с концом». На протяжении всей истории человечества люди боролись и пытались каким-то образом примириться с идеей смерти. Однако в середине XX века цивилизация додумалась до решения, которое не приходило никому в голову раньше – просто не думать о смерти. Мы живём сейчас в то время, когда все наши усилия направлены исключительно на то, чтобы всячески подавить грустные мысли о конце всего сущего. Мы развлекаем себя всеми правдами и неправдами, стараемся убедить, что «40 – это новые 30», ведём здоровый образ жизни, правильно питаемся, занимаемся спортом, и всё ради одного: не думать о том, что однажды мы умрём.
В мыслях этих и правда нет ничего приятного. Однако альтернативой подобному отрицанию становится не клиническая одержимость погибелью, но воодушевление, что дарит нам победа Христа на кресте. Именно на этой ноте и заканчивает свои мысли апостол Павел в самом конце 15-й главы 1 Послания Коринфянам. Если Спаситель не вернется раньше, мы все пройдем через эту долину, все вкусим небытие, но смерть больше не в силах нас удержать, она потеряла свою власть над нами, превратившись в бледную тень. В этом мы находим несравненную надежду и радость даже посреди горя и слёз.
Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного. Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены, внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. Все тленное должно превратиться в нетленное, и все смертное – в бессмертное. Когда тленное облечется в нетленное и смертное – в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» Жало смерти – грех, а сила греха – Закон. Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа! Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
(1 Послание Коринфянам 15:50-58)