КАК РАССПРАШИВАТЬ О ЖИЗНИ, ЧТОБЫ РАССКАЗЫВАТЬ О ХРИСТЕ?
На протяжении практически всего романа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» мы видим не только борьбу, но и дружеский диалог главного героя – Сантьяго с огромным марлином, которого он поймал:
…Только бы не путались мысли! Руки свое дело сделали, и лодка идет хорошо. Рот у рыбы закрыт, хвост она держит прямо, мы плывем с ней рядом, как братья”. В голове у него снова немножко помутилось, и он подумал: “А кто же кого везет домой - я ее или она меня? Если бы я тащил ее на буксире, все было бы ясно. Или если бы она лежала в лодке, потеряв все свое достоинство, все тоже было бы ясно. Но ведь мы плывем рядом, накрепко связанные друг с другом. Ну и пожалуйста, пусть она меня везет, если ей так нравится. Я ведь взял над нею верх только хитростью; она не замышляла против меня никакого зла.
(Эрнест Хемингуэй «Старик и море»)
В диалоге Сантьяго и марлина лейтмотивом, проходящим через весь роман Хемингуэя, есть одна существенная проблема – рыба молчит, говорит только старик. Зачастую именно так мы себе представляем процесс благовестия – мы будем говорить, а наши друзья, близкие или коллеги, будут нас внимательно слушать.
То есть мы видим основную цель благовестия в том, чтобы каким-то образом удержать внимание нашего собеседника достаточно долго для того, чтобы вывалить на него весь поток информации, что мы приготовили, а затем попросить его принять решение, готов он или нет довериться Богу. Более того, при таком подходе мы неминуемо воспринимаем всех людей совершенно одинаково. Мы практически не принимаем в расчёт то, насколько они восприимчивы к тому, что мы хотим им сказать. Не говоря уже о том, что мы просто не знаем, что происходит в их жизни.
Но нам не стоит принимать за данность то, что мы знаем, во что именно верят наши друзья или коллеги. Тем более нам не стоит думать, что мы знаем, кто или что сформировал их убеждения. Прежде, чем делиться тем, во что верим мы, нам стоит прислушаться, что ценят или считают важным наши друзья и коллеги. Становясь первооткрывателем, мы берём на себя инициативу в том, чтобы, задавая вопросы окружающим, понять, во что они верят, узнать, на каком этапе духовного пути находятся его друзья и коллеги. Эта роль помогает нам отточить навыки общения и оценить, насколько наши собеседники открыты к тому, чтобы узнать о Боге больше. Мы просто не отдаем себе отчет в том, что иногда лучший способ говорить – это слушать.
Когда Иисус отправился дальше, к Нему подбежал один человек, пал перед Ним на колени и спросил: «Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» «Почему ты называешь Меня благим?» – ответил Иисус. «Никто не благ, кроме одного Бога». Ты знаешь заповеди: «не убивай», «не нарушай супружескую верность», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обманывай», «почитай отца и мать»». «Учитель», – сказал он, – «все это я соблюдаю еще с дней моей юности». Иисус, посмотрев на него, полюбил его и сказал: «Одного тебе не хватает. Пойди, продай все, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной. Услышав это, человек помрачнел и ушел опечаленный, потому что он владел большим имуществом. Оглядевшись вокруг, Иисус сказал ученикам: «Как трудно богатым войти в Божье Царство!»
(Евангелие от Марка 10:17-23)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.