Все это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же – Христос.
(Послание Колоссянам 2:17)
Как дождь и снег нисходят с небес и не возвращаются, не напоив землю, но делают ее способной рождать и произращать, чтобы она дала сеятелю зерно и едоку хлеб, так и слово Мое, что исходит из Моих уст: оно не вернется ко Мне напрасным, но совершит то, чего Я хочу, и достигнет того, для чего Я его посылал.
(Книга пророка Исайи 55:10-11)
Я только слышал о Тебе, а теперь мои глаза видят Тебя.
(Книга Иова 42:5)
Ведь слово Божье живет и действует, оно острее, чем любой обоюдоострый меч, и проникает в самые глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и костного мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения. Ничто во всем творении не скрыто от Него. Перед Ним все обнажено, и глаза Его видят все. Ему мы дадим отчет.
(Послание Евреям 4:12-13)
Удивительным образом Иоанн находит буквально один термин, который помогает ему раскрыть необычайно глубокие истины в весьма краткой форме. Термин этот – Слово. С одной стороны, Иоанн заимствует идею у греческих стоиков, считавших, что слово – это рациональное начало вселенной. Слово «логика» происходит от этого греческого термина «логос» – слово. Стоики верили, что именно «слово» давало форму материальному миру и вдыхало разум в человеческую душу. Соответственно, вся цель земного существования сводилась к тому, чтобы, усмирив бушующие страсти, привести свою жизнь в соответствие с этим извечным рациональным принципом, лежащем у истоков мироздания.
Но, каким бы глубоким ни было это значение, скорей всего, оно второстепенно для Иоанна. Первичным для Евангелиста является всё же идея, которой пронизан весь Ветхий Завет. Слово – это проявление непосредственного участия Бога в том, что происходит в нашем мире. Наши слова пассивны и бессильны. Нам нужен кто-то, кто, услышав нашу просьбу и приказ, претворил бы их в жизнь. Однако Слово Бога «живо и действенно». Создателю достаточно лишь молвить, чтобы из ничего появился мир, что мы не в силах объять нашим разумом. Вот почему в знаменитом отрывке в «Фаусте» Гёте главный герой борется с верным переводом этих слов Иоанна. Он перебирает один вариант за другим, подставляя «Мысль» и «Силу», пока не приходит к решению:
В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек? …
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
«В начале было Дело» — стих гласит».
(Гёте «Фауст» в переводе Бориса Пастернака)
Отдавая должное гению Гёте, он всё же не раскрывает всей глубины того, о чём пишет Иоанн. Ведь Слово Бога не только активно, оно ещё и личностно. Мы не только слышим о Боге, но прислушиваемся к Нему. Мы не только видим Его дела, мы видим Его Самого.
МОЯ МОЛИТВА
Господи Боже, как Величественно Имя Твоё по всей земле! Слово Твоё Духом Святым проникает в самые глубины моего сердца. Оно лечит меня, оно ободряет меня, оно обличает меня и не даёт мне успокаиваться. Преображай меня таким образом, чтобы, когда я говорю, слышали Тебя, чтобы видели Тебя в моей жизни, чтобы приходили к Тебе, воздавая славу за то, как Ты работаешь в моём сердце, делая меня всё больше и больше похожим на Сына Твоего Иисуса Христа.39
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Как Слово Божие касается меня сегодня? К чему побуждает меня? О каких обетованиях Создателя напоминает мне? В чём обличает меня?