Как Послание к Римлянам 8 сделало меня кальвинистом

Какие у нас гарантии?

По сей день, когда я стою за кафедрой и говорю такие слова, как «Все истинные святые пребудут до конца, и никто не погибнет», мне все еще приходится испытывать угрызения совести. Я внутренне смеюсь и думаю: «Что бы сказал 22-летний я, если бы мог слышать меня сейчас?»

Видите ли, я не всегда был кальвинистом.

Я был воспитан классическим арминианином в традиции баптистов свободной воли. В подростковом возрасте я учился на таких богословах, как Ф. Лерой Форлайнс и Дж. Мэтью Пинсон, а также на более древних богословах, таких как Джеймс Арминий и Джон Уэсли. В свои 22 года я верил и учил, что благодать необходима, но преодолима, и что истинные христиане могут отказаться от Христа и потерять свой статус оправданных.

Под этими убеждениями скрывался взгляд на отношения Бога и человека, который выглядел следующим образом: люди были созданы для того, чтобы существовать в любящих отношениях с Богом. Природа этих любовных отношений требует от нас свободного и непредопределенного ответа. Цитируя Форлайнса, я видел, что Бог работает с человеком в «отношениях воздействия и реакции», а не в «отношениях причины и следствия» (как думали кальвинисты). Бог мог влиять на нас, но Он уважал нашу личность, всегда оставляя окончательное решение за нами. И Бог делал это не потому, что был слаб, а потому, что именно так Он хотел, чтобы эти отношения работали.

И если вам интересно, разницу между Богом, который влияет, и Богом, который порождает, можно выразить одним словом: гарантии. Форлайнс так говорит об этом в своей книге «В поисках истины»:

Я думаю, что описание отношений Бога с человеком, которое дали бы кальвинисты, было бы очень похоже на мое описание влияния и реакции. Однако результат считается гарантированным… В любом случае, когда результат гарантирован, мы имеем дело с причиной и следствием. Когда гарантия исчезает, кальвинизм исчезает.

Он прав. Я был согласен с ним тогда; я согласен с ним сейчас. Я просто поменял сторону. Так что же произошло? Короткий ответ: я столкнулся с Римлянам 8:28-30.

Пылкий проповедник, проблемный отрывок

Послание к Римлянам 8:28-30 часто называют «золотой цепью искупления» — так его называют из-за пяти «звеньев»: божественное предведение, предопределение, призвание, оправдание и прославление.

Будучи арминианином, я рассматривал Римлянам 8:28-30 как проблемный отрывок. Стих 29, безусловно, был ключевым доказательством избрания по предведению-вере. Но все остальное было сложным. Я знал, что говорят по этому поводу мои любимые комментаторы, но я никогда не был полностью удовлетворен. Поэтому я списал это на аномалию. В конце концов, ни одна богословская система не объясняет все идеально.

Затем я начал слушать проповеди Джона Пайпера по Римлянам, и мой мир перевернулся. Это был 2004 год, мне было 22 года, и я никогда не слышал такой проповеди. Его тщательное изложение выявило все слабые места, которые я уже чувствовал в своем толковании отрывка, и в то же время вскрыло некоторые новые. Я не могу сказать, что вышел из этих проповедей убежденным кальвинистом. Но моя уверенность была сильно поколеблена. И в конце концов я понял, что золотая цепь Павла, как и кальвинизм, очень сильно связана с гарантиями.

Разорвется ли цепь?

Позвольте мне изложить стихи 29-30, чтобы помочь нам представить себе этот аргумент. (Прочитайте из левого верхнего угла до правого нижнего, и обратите внимание на слова, выделенные курсивом и соответствующие буквы).

Как Послание к Римлянам 8 сделало меня кальвинистом

Будучи арминианином, я, естественно, согласился с комментатором Джозефом Бенсоном: «Апостол не утверждает… что одинаковое количество людей призвано, оправдано и прославлено». В конце концов, это означало бы гарантию. Однако чем больше я изучал этот отрывок, тем больше мне казалось, что Павел утверждает именно это.

Сначала рассмотрим каждую ссылку по отдельности. (Для ясности я обозначил пять групп буквами). Павел начинает с описания группы людей на основании того, что Бог делает для них («те, кого Он предузнал»). Затем он добавляет, что Бог делает для этой же группы людей («и предопределил»). Слово «также» в каждой части говорит нам о том, что мы имеем дело с одними и теми же людьми в обеих частях. Те, кого Он предвидел, также являются теми, кого Он предопределил. Следовательно, А = b. Это верно в каждом пункте цепочки.

Но затем обратите внимание на дублирование каждого абзаца. Второй глагол в каждой строке служит первым глаголом в следующей. Это то, что связывает пять пунктов, как звенья одной цепи. И именно поэтому мне в конце концов пришлось прийти к выводу, что мы с Бенсоном ошиблись. Павел утверждает, что точно такое же количество людей — действительно, точно такая же группа людей — предвидят, предопределяют, призывают, оправдывают и прославляют. Или, говоря простым языком, a = b = c = d = e.

Будучи арминианином, я был вынужден утверждать, что эти пять ступеней — просто общая последовательность, через которую должны пройти все истинные святые, без гарантии, что те, кто находится в группе А, попадут в группу Е. Более того, я считал, что некоторые могут выпасть на любом этапе этого процесса. Это было меньше похоже на цепочку и больше на мишень, в которой круги становились меньше по мере продвижения вглубь.

Но чем больше я изучал фактический язык, тем более неправдоподобной становилась эта вера. Это неизбежно подтолкнуло меня к кальвинизму. В конце концов, если все призванные оправдываются, то призыв должен гарантировать веру, поскольку вера предшествует оправданию (Рим. 5:1). Далее, если все оправданные прославляются, то оправдание должно быть постоянным статусом — приговором, который Бог никогда не отменяет.

Мне всегда было неприятно осознавать это, хотя до того, как я послушал Пайпера, я не до конца осознавал эту трудность. Но была еще одна проблема, которую Пайпер поднял и над которой я еще не задумывался.

Гарантирующее предназначение золотой цепи

Важно понять, зачем Павел создает эту цепь. Ответ можно найти в знаменитом стихе 28:

А мы знаем, что любящим Бога все содействует ко благу, призванным по Его изволению.

Обратите внимание, что Павел здесь не просто делает фактическое утверждение (например, «Все содействует ко благу»). Он делает утверждение о знании (например, «мы знаем, что все содействует ко благу»).

В связи с этим возникает вопрос: «Откуда мы знаем?». Какие у нас могут быть гарантии, что, несмотря на все внешние факторы, все будет складываться во благо тех, кто любит Бога и призван Им? Именно на этот вопрос призвана ответить золотая цепь. Вот почему 29-й стих начинается со слова «ибо» — это аргумент в пользу того, что мы знаем 28-й стих. И вот этот аргумент в двух словах: мы знаем, что все содействует ко благу призванных, потому что если вы призваны, то это значит, что вы были сначала предузнаны и предопределены к тому, чтобы соответствовать образу Христа, и это значит, что вы теперь оправданы и в конечном итоге будете прославлены.

Вот откуда мы знаем: потому что в этой цепи нет разрывов.

Форлайнс был прав. В арминианской системе «влияния и отклика» не может быть никаких гарантий. Но это нарушило бы цель отрывка, потому что гарантии — это именно то, о чем говорит Павел. Если люди могут выпасть из цепи в любой момент, то мы никак не можем знать, что все сложится во благо призванных. Это может произойти, но может и не произойти, потому что результат в конечном итоге зависит от самих призванных. Многие из призванных никогда не будут оправданы, а тем более прославлены.

Но радостная новость заключается в том, что эта цепь нерушима, она была выкована Самим Богом. Все это не означает, что наша проповедь или вера не нужны. Это также не значит, что мы можем быть уверены в своем спасении независимо от нашего упорства. Это просто означает, что Бог не оставил состав семьи Христа в руках непостоянных людей. Бог не просто влияет — Он предопределяет. Вот почему все содействует ко благу призванных, и Христос будет первородным между многими братьями (Рим. 8:29).

Бог руководит. Результат обеспечен. А это, друзья мои, гарантия.

Ещё на эту тему
Вдоль лесной тропинки за моим домом береза изящно изгибается, протягиваясь через тропинку. Этот ветеран многих ледяных штормов на севере Новой Англии знает, что такое низко склониться под тяжестью снега и замерзшего дождя. Несмотря на то, что ее верхушки согнулись до высоты всего лишь фута над замерзшей землей, она не сломалась под тяжестью груза....
Одним из самых красивых лозунгов Реформации является фраза Мартина Лютера simul justus et peccator, что означает «одновременно праведник (оправданный) и грешник». Это описание верующего, который — благодаря праведности Христа — оправдан, хотя борьба с грехом продолжается. Некоторые из нас не признают свои хронические грехи и эгоизм — мы думаем,...
Отцы призваны обеспечивать и защищать своих домочадцев. Чтобы делать это хорошо, им необходимо быть трезвомыслящими и стойкими мужчинами, которые ведут свои семьи с радостью, выносливостью, мудростью и стойкостью. Обеспечивать буквально означает «видеть наперед». Таким образом, ключевым элементом обеспечения является предвидение. Отец обязан предвидеть...
«Эти слова я хотел сказать 44 года», — сказал пастор Стив ДеВитт церкви «Вефиль» в Краун-Пойнте, штат Индиана. Его прихожане сразу поняли, о чем он говорит, и начали ликовать. Он все равно сказал им под крики, аплодисменты и свист: «Это моя последняя проповедь в качестве одинокого мужчины». Прихожане Вефиля знали, что Стив искал жену —...
Пасторам не нужны исследования и опросы, чтобы сказать, что посещаемость церкви снижается. Даже «преданные» прихожане теперь могут приходить только два раза в месяц, считая посещение необязательным. Ответ, однако, не в том, чтобы снизить ожидания. А в том, чтобы разъяснить высокие ожидания, которые связаны с членством в церкви. Здесь необходимо...
Мартин Лютер однажды сказал: «Богу не нужны ваши добрые дела, но они нужны вашему ближнему». То же самое верно и в отношении общинного пения. Хотя Бог повелевает христианам петь, Он не нуждается в нашем пении, чтобы быть Богом. У Него есть вечный хор живых существ, которые не перестают петь Ему хвалу (Откр. 4:8). И все же Он создал нас...
Несколько лет назад мы с товарищами по воскресной школе для молодежи решили в рамках духовной подготовки к Пасхе поститься от… шума. Наш наставник предложил нам повоздерживаться от всего, чем привыкли наслаждаться наши уши: музыка, кино, телевидение, радио, живые концерты. Мистер Рэндалл считал, что, замещая привычные звуки тишиной размышлений, мы...
В спорте есть аналитики, эксперты и комментаторы, которые за деньги расскажут вам о качестве игры той или иной команды. В киноиндустрии есть критики, которые на жизнь зарабатывают тем, что оценивают качество фильма, игры актеров, написанного сценария и так далее. Для оценки гостиниц и ресторанов есть Трип Эдвайзор (Trip Advisor) и Букинг.ком (booking.com)....
Прошлой весной мы с мужем решили объехать все начальные школы в нашем районе и пообщаться с родителями. Одной маме я задала вопрос, что именно ей нравится в школе ее дочери. «Это легкий вопрос», –ответила женщина. –«Мне нравится ощущение, что мы одна община». Меня ее ответ не удивил, но, честно говоря, сложилось...
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone