Как Послание к Римлянам 8 сделало меня кальвинистом

Какие у нас гарантии?

По сей день, когда я стою за кафедрой и говорю такие слова, как «Все истинные святые пребудут до конца, и никто не погибнет», мне все еще приходится испытывать угрызения совести. Я внутренне смеюсь и думаю: «Что бы сказал 22-летний я, если бы мог слышать меня сейчас?»

Видите ли, я не всегда был кальвинистом.

Я был воспитан классическим арминианином в традиции баптистов свободной воли. В подростковом возрасте я учился на таких богословах, как Ф. Лерой Форлайнс и Дж. Мэтью Пинсон, а также на более древних богословах, таких как Джеймс Арминий и Джон Уэсли. В свои 22 года я верил и учил, что благодать необходима, но преодолима, и что истинные христиане могут отказаться от Христа и потерять свой статус оправданных.

Под этими убеждениями скрывался взгляд на отношения Бога и человека, который выглядел следующим образом: люди были созданы для того, чтобы существовать в любящих отношениях с Богом. Природа этих любовных отношений требует от нас свободного и непредопределенного ответа. Цитируя Форлайнса, я видел, что Бог работает с человеком в «отношениях воздействия и реакции», а не в «отношениях причины и следствия» (как думали кальвинисты). Бог мог влиять на нас, но Он уважал нашу личность, всегда оставляя окончательное решение за нами. И Бог делал это не потому, что был слаб, а потому, что именно так Он хотел, чтобы эти отношения работали.

И если вам интересно, разницу между Богом, который влияет, и Богом, который порождает, можно выразить одним словом: гарантии. Форлайнс так говорит об этом в своей книге «В поисках истины»:

Я думаю, что описание отношений Бога с человеком, которое дали бы кальвинисты, было бы очень похоже на мое описание влияния и реакции. Однако результат считается гарантированным… В любом случае, когда результат гарантирован, мы имеем дело с причиной и следствием. Когда гарантия исчезает, кальвинизм исчезает.

Он прав. Я был согласен с ним тогда; я согласен с ним сейчас. Я просто поменял сторону. Так что же произошло? Короткий ответ: я столкнулся с Римлянам 8:28-30.

Пылкий проповедник, проблемный отрывок

Послание к Римлянам 8:28-30 часто называют «золотой цепью искупления» — так его называют из-за пяти «звеньев»: божественное предведение, предопределение, призвание, оправдание и прославление.

Будучи арминианином, я рассматривал Римлянам 8:28-30 как проблемный отрывок. Стих 29, безусловно, был ключевым доказательством избрания по предведению-вере. Но все остальное было сложным. Я знал, что говорят по этому поводу мои любимые комментаторы, но я никогда не был полностью удовлетворен. Поэтому я списал это на аномалию. В конце концов, ни одна богословская система не объясняет все идеально.

Затем я начал слушать проповеди Джона Пайпера по Римлянам, и мой мир перевернулся. Это был 2004 год, мне было 22 года, и я никогда не слышал такой проповеди. Его тщательное изложение выявило все слабые места, которые я уже чувствовал в своем толковании отрывка, и в то же время вскрыло некоторые новые. Я не могу сказать, что вышел из этих проповедей убежденным кальвинистом. Но моя уверенность была сильно поколеблена. И в конце концов я понял, что золотая цепь Павла, как и кальвинизм, очень сильно связана с гарантиями.

Разорвется ли цепь?

Позвольте мне изложить стихи 29-30, чтобы помочь нам представить себе этот аргумент. (Прочитайте из левого верхнего угла до правого нижнего, и обратите внимание на слова, выделенные курсивом и соответствующие буквы).

Как Послание к Римлянам 8 сделало меня кальвинистом

Будучи арминианином, я, естественно, согласился с комментатором Джозефом Бенсоном: «Апостол не утверждает… что одинаковое количество людей призвано, оправдано и прославлено». В конце концов, это означало бы гарантию. Однако чем больше я изучал этот отрывок, тем больше мне казалось, что Павел утверждает именно это.

Сначала рассмотрим каждую ссылку по отдельности. (Для ясности я обозначил пять групп буквами). Павел начинает с описания группы людей на основании того, что Бог делает для них («те, кого Он предузнал»). Затем он добавляет, что Бог делает для этой же группы людей («и предопределил»). Слово «также» в каждой части говорит нам о том, что мы имеем дело с одними и теми же людьми в обеих частях. Те, кого Он предвидел, также являются теми, кого Он предопределил. Следовательно, А = b. Это верно в каждом пункте цепочки.

Но затем обратите внимание на дублирование каждого абзаца. Второй глагол в каждой строке служит первым глаголом в следующей. Это то, что связывает пять пунктов, как звенья одной цепи. И именно поэтому мне в конце концов пришлось прийти к выводу, что мы с Бенсоном ошиблись. Павел утверждает, что точно такое же количество людей — действительно, точно такая же группа людей — предвидят, предопределяют, призывают, оправдывают и прославляют. Или, говоря простым языком, a = b = c = d = e.

Будучи арминианином, я был вынужден утверждать, что эти пять ступеней — просто общая последовательность, через которую должны пройти все истинные святые, без гарантии, что те, кто находится в группе А, попадут в группу Е. Более того, я считал, что некоторые могут выпасть на любом этапе этого процесса. Это было меньше похоже на цепочку и больше на мишень, в которой круги становились меньше по мере продвижения вглубь.

Но чем больше я изучал фактический язык, тем более неправдоподобной становилась эта вера. Это неизбежно подтолкнуло меня к кальвинизму. В конце концов, если все призванные оправдываются, то призыв должен гарантировать веру, поскольку вера предшествует оправданию (Рим. 5:1). Далее, если все оправданные прославляются, то оправдание должно быть постоянным статусом — приговором, который Бог никогда не отменяет.

Мне всегда было неприятно осознавать это, хотя до того, как я послушал Пайпера, я не до конца осознавал эту трудность. Но была еще одна проблема, которую Пайпер поднял и над которой я еще не задумывался.

Гарантирующее предназначение золотой цепи

Важно понять, зачем Павел создает эту цепь. Ответ можно найти в знаменитом стихе 28:

А мы знаем, что любящим Бога все содействует ко благу, призванным по Его изволению.

Обратите внимание, что Павел здесь не просто делает фактическое утверждение (например, «Все содействует ко благу»). Он делает утверждение о знании (например, «мы знаем, что все содействует ко благу»).

В связи с этим возникает вопрос: «Откуда мы знаем?». Какие у нас могут быть гарантии, что, несмотря на все внешние факторы, все будет складываться во благо тех, кто любит Бога и призван Им? Именно на этот вопрос призвана ответить золотая цепь. Вот почему 29-й стих начинается со слова «ибо» — это аргумент в пользу того, что мы знаем 28-й стих. И вот этот аргумент в двух словах: мы знаем, что все содействует ко благу призванных, потому что если вы призваны, то это значит, что вы были сначала предузнаны и предопределены к тому, чтобы соответствовать образу Христа, и это значит, что вы теперь оправданы и в конечном итоге будете прославлены.

Вот откуда мы знаем: потому что в этой цепи нет разрывов.

Форлайнс был прав. В арминианской системе «влияния и отклика» не может быть никаких гарантий. Но это нарушило бы цель отрывка, потому что гарантии — это именно то, о чем говорит Павел. Если люди могут выпасть из цепи в любой момент, то мы никак не можем знать, что все сложится во благо призванных. Это может произойти, но может и не произойти, потому что результат в конечном итоге зависит от самих призванных. Многие из призванных никогда не будут оправданы, а тем более прославлены.

Но радостная новость заключается в том, что эта цепь нерушима, она была выкована Самим Богом. Все это не означает, что наша проповедь или вера не нужны. Это также не значит, что мы можем быть уверены в своем спасении независимо от нашего упорства. Это просто означает, что Бог не оставил состав семьи Христа в руках непостоянных людей. Бог не просто влияет — Он предопределяет. Вот почему все содействует ко благу призванных, и Христос будет первородным между многими братьями (Рим. 8:29).

Бог руководит. Результат обеспечен. А это, друзья мои, гарантия.

Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone