Что такого особенного в воскресном пении?

Люди любят петь. Но поем ли мы в церкви только потому, что любим петь?

Люди поют. Везде.

В машине. В душе. В хоре. На футбольных стадионах. На днях рождения. На свадьбах и даже похоронах. На рок-концертах. В мюзиклах и опере. Когда светит солнце. Когда идет дождь. Когда штормит. Утром, днем и ночью.

Но когда церковь собирается на утреннюю воскресную службу (или вечернюю субботнюю), наши земные голоса объединяются с небесным хором. И эта песня ни с какой другой не сравнится. Я уже и счет потерял моментам, когда меня особенно трогала возможность присоединить свой голос к чудесному, захватывающему, сильному, вдохновенному и грандиозному хору собравшихся во имя Христа.

Что такого особенного в воскресном пении?

Правда, иногда наше звучание – слабое и невыразительное. Не в тон и не в такт. И не очень уж и прекрасное. Что делать в такой ситуации?

Обычная реакция: мы начинаем стараться улучшить качество нашей музыки, искусства или технологии. Но это все не решает наши проблемы автоматически. Музыка может зазвучать лучше, но поклонение при этом ухудшится. О недостатках современного прославления, проблемах прославления в мега-церквях или культуре «звезд поклонения» мы прочитали уже много статей.

В этой статье я не хочу критиковать музыкальные стили или литургические формы. Я, пожалуй, хотел бы подчеркнуть некоторые отличия между людьми, которые собрались попеть, и церковью, которая поет. Хочу просто вспомнить, кто поет, как так получилось, что мы приходим, чтобы вместе петь, и Кому мы поем. Другими словами, я хочу поговорить о пении Церкви.

Одна из главных причин, почему общее пение бывает такое «кривое», в доктрине церкви, то есть в экклесиологии,  существуют проблемы: либо она «минималистична», либо искажена, либо ее нет вовсе. Мы забываем, что церковь принадлежит Христу, а не нам. В 1 Коринфянам Павел пишет, что Бог уничтожит того, кто уничтожает Его церковь (1 Кор. 3:17). Это очень отрезвляющие слова. Сегодня создается впечатление, что некоторые церкви уничтожаются по чуть-чуть, шаг за шагом, через музыкальных лидеров, которые спутали происходящее в воскресное утро с чем-то еще.

Что такое церковь и чем она не является

Не так давно я решил составить список различий между пением, скажем, на концерте и пением в церкви. Список, разумеется, получился не полным, но я постарался включить в него самые основные области потенциальных «путаниц». В каждом пункте содержится описание от противного, противопоставление того, чем церковное собрание не является, тому, что Бог задумал для церкви.

1.  Воскресное собрание – это не группа гностиков, игнорирующих внешнюю физическую, осязаемую среду. Приятная эстетика, умелая подача, не отвлекающая творческая составляющая, хорошая звуковая система, талантливые исполнители и другие практические аспекты могут добавить нашим собраниям значимости и  назидательности. Бог использует материальные средства, проявляемые через духовные дары, чтобы совершить Свой замысел для церкви (Деян. 6:1-6, 1Кор. 12:28, Рим. 12:6-8). И хотя Богу они совсем не нужны, Он решил ими воспользоваться.

2. Воскресное собрание – это не хаотически сформировавшаяся группа людей, которые встречаются лишь раз в неделю, и чьи дороги кроме этого никак не пересекаются. Церковь – это тело Христово, это Храм, которые строится сообща, чтобы Бог в нем пребывал (Еф. 1:22-23, Еф. 2:19-22, 1 Пет. 2:4-5).

3. Воскресное собрание – это не однородная, гомогенная группа людей, одевающихся в одном магазине, играющих в одну и ту же компьютерную игру, слушающих одну и ту же музыку, обедающих в одном ресторане. Церковь – явление сверхъестественное, в ней люди из разных слоев общества, культур, у них разные истории, разное происхождение. Все они объединены посредством заместительной смерти Иисуса Христа за наши грехи (Еф. 2:11-16, 1Пет. 2:9-10).

4. Воскресное собрание – это не продюсерский центр, производящий еженедельное шоу со светом, видео и сценой. Церковь – это место, где сокровище Евангелия Христова сияет сквозь глиняные сосуды, где наша уверенность зиждется на демонстрации власти Святого Духа. Его сила проявляется в слабости нашей проповеди, а не в безукоризненности нашего шоу (2Кор. 4:7, 1Кор. 2:3-5).

5. Воскресное богослужение – это не лекция на богословскую тему, не влияющая на их желания и мечты, посредством которой люди утоляют интеллектуальный голод. Эти совместные встречи дают нам возможность радостно восклицать в песне хвалы, переполняющей наши сердца (Пс. 70:23, Кол. 3:16). А Дух Святой тем временем преображает нас в образ Христов, от славы к славе (2Кор. 3:18).

6. Воскресное богослужение – это не концерт, на котором талантливые исполнители развлекают группу безучастных слушателей. Церковь собирается для назидания и ободрения друг друга, мотивирования друг друга к любви и добрым делам, снаряжения друг друга на служение, к которому каждый призван Богом по-своему (1Кор. 14:12, Евр. 10:24-25, Еф. 4:11-16). Каждая часть Тела Христова, даже самая «непрезентабельная», ценна. Все призваны петь, хотя, конечно, не каждому при этом полагается микрофон (1Кор. 12:14-26, Еф. 5:19).

7. Воскресное богослужение не крутится вокруг наших чувств, мыслей и текущего состояния. Церковь – это уникальные и святые люди, отделенные лишь ради того, чтобы привлечь внимание к величию и благости единственного Бога, избавившего нас от тьмы, выведшего на свет посредством жертвы Христа (1 Пет. 2:9-10). Два таинства, которые нам даны (крещение и причастие), просто и одновременно властно обращают наше внимание на дела и  достоинство Бога, а не на нас (Рим. 6:1-4; 1Кор. 11:23-26).

8. Воскресное богослужение – это не платформа для самореализации в служении или музыкальной карьере. Церковные руководители и музыканты  предназначены служить моделью слов Павла: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» (2Кор. 4:5).

9. Воскресное богослужение – это не бизнес и не предприятие быстрого питания, движимое принципами прагматизма, маркетинга и финансового успеха. Церковь – это Божье поле и Божье здание. Рост требует времени, а Богу интересны те средства, которые мы используем для достижения роста (1Кор. 3:9-11; 1Кор. 3:16-17).

10. Воскресное богослужение – это не место для раздвижения горизонтов творчества ради достижения новизны. Это – контекст, в котором лидеры ищут пути рассказать Евангелие, которое Они получили от Бога (1Кор. 4:1-2; Гал. 1:6-9).  Да, творческий подход помогает рассказывать Евангелие и Божье Слово «свежим языком». Но наши средства не должны затмевать, искажать суть послания или отвлекать от него.

11. Воскресное богослужение – это не арт-галерея, где визуальные средства ценятся больше, чем проповедуемое и провозглашаемое Слово Божье. Церковь строится, поддерживается и растет посредством последовательной и верной проповеди Слова и Евангелия (Пс. 18:7-11; 2Тим. 4:1-2; Рим. 10:17).

12. Воскресное богослужение – это не театральное действо, в котором актеры произносят слова, смутно напоминающие их реальную жизнь. Когда мы поем, слово Христово пребывает в нас во всей полноте, побуждая нас говорить и делать все во имя Христа и во славу Отца (Кол. 3:12-17).

В послании к Ефесянам 3:10 говорится, что через церковь откроется «начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Когда мы полагаемся и ставим во главу угла мирские ценности и правила, ценим культурную «актуальность» превыше всего остального, преследуем собственные предпочтения, никакой Божьей мудрости мы никому не открываем, а лишь обнажаем свою глупость. То, как проходят наши собрания, неразрывным образом связано с нашим богословием.

Всегда будут разные взгляды на то, как мы должны петь. Но, в конечном счете, наше пение будет более насыщающим, жизнеполагающим и богопрославляющим, если наши мысли укоренены в Единственном, Который и дал нам новую песню.

 

Ещё на эту тему
Церковный выезд
trending
ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ ОПИСАНИЕ/ РАСПИСАНИЕ /МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ/СТОИМОСТЬ И ОПЛАТА/РЕГИСТРАЦИЯ ОПИСАНИЕ 20мая, в субботупройдетнаш традиционный церковный выезд, посвящённый в этот раз вопросу прославления Бога в нашей жизни.Когда мы слышим слово «прославление», первое, что приходит в голову, это песни, которые мы поем в церкви. Да, прославление...
Серия бесед о встречах с Иисусом
trending
КАК РАДОСТЬ РОЖДЕСТВА ВЛИЯЕТ НА ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА? Украшение ёлки, игрушки, знакомые с детства, висящие на ней, поиск идеального подарка или ожидание того, что подарят тебе, всё это в Рождественские праздники наполняет наши будни радостью и весельем. Порой создаётся впечатление, что стоит праздникам закончится, как вместе с ними уходит и радость,...
40 дней в поиске смысла жизни
trending
КАК ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК СВОЮ ЖИЗНЬ? Посмотрите видео ко второй встрече дискуссионных групп Спросите у любого человека на улице, в чём суть Христианства? Скорее всего в ответ вы услышите какой-то из вариантов описания десяти заповедей – списка постановлений, чего нам делать никак нельзя, но так хочется: «не убивай», «не...
40 дней в поисках смысла жизни
trending
Константин Лысаков
Как перестать из хороших вещей в нашей жизни делать смыслообразующие? Послушайте воскресную проповедь на эту тему. Помните этот вопросОсипа Мандельштама:«За радость тихую дышать и жить, кого, скажите мне благодарить?» А ведь он по сути является пожалуй одним из самых важных вопросов в жизни. Многим из нас кажется, что выбор стоит...
Серия бесед по видению церкви
trending
Алексей Обровец
КАК ВПЛЕСТИ ПОКЛОНЕНИЕ ВО ВСЕ АСПЕКТЫ СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ? Представьте себе на мгновение семью, в которой не принято выражать свою любовь. Папа не признаётся в любви маме, мама холодна со своими чадами, а детям странно говорить о том, что они любят бабушку и дедушку. При этом в такой семье есть всё остальное, есть дом, у папы всё хорошо на...
Серия бесед по Евангелию от Матфея
trending
Константин Лысаков
Как прославлять Бога? Если Бог существует, мы все хотим знать, как именно Ему поклоняться, как правильно почитать. Даже глубоко неверующие люди задаются этим вопросом, делая это на всякий случай. Все остальные же пытаются найти ответ в определённом религиозном опыте. Это особенно ярко видно во время крупных праздников, как Рождество или Пасха,...
Планы составлены и нет времени ждать, когда погода прояснится. Пятеро первокурсников колледжа загрузились в серебристый седан, чтобы отправиться из Далласа в Чикаго. И тут ледяной шторм накрыл центральную часть США. Отчасти из-за ложного чувства бессмертия, а возможно и потому, что никто из этих молодых техасцев не имел никакого понятия об опасности...
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone